Культура единства с миром
Адам и Ева жили в раю культурного единства с миром. Они были частью мира и каждый был частью другого. Они не знали другого. Они жили другим. Другим, который был Я-Сам. И не был другим. И не было смерти. И была Жизнь. Жизнь не знает другого. Другое от лукавого.
Другой появился когда Адам и Ева вкусили плода от Древа Познания. И тогда появился другой. И Я-Сам - другой, и иная тварь другой. И появился срам. И появилась смерть. Культура слияния с Миром сменилась знанием своей особости. Появился другой как объект. Объект моего знания, желания. Как объект он всегда чужой и не познанный, а потому враждебный. На место гармонии слияния пришла вражда разъединения. На место восторга со-бытия – страх и тоска, отчаяние противостояния. Знание порождает незнание. Неполное знание порождает заблуждение. Заблуждение порождает разъединение, противостояние. Появляется одиночество. Одиночество отъединенности от мира и одиночество эгоизма. Одиночество самоуничижения и одиночество гордыни.
Появляется множество лишних знаний, чувств, переживаний, желаний. Пустое существование отделенности заменяет полнокровную жизнь слияния.
Истина заменяет смысл.
Появляется порог как порождение разорванности существования и разорванность существования как порождение порока.
Знание отделило учение от Жизни. Пример, опыт Жизни заменен схоластикой мертвых знаний.
Человек не только разорван с миром, но фрагментирован изнутри. Он переносит свою внутреннюю неустроенность в мир общества и природы.
Принципиальная незавершенность, несовершенство познания мира становится оправданием противостояния с ним, собственного бессилия, пассивности, эгоизма, непорядочности. Знания порождают незнание. Незнание порождает бессилие и лукавство.
Культура не должна и не может быть сведена к знанию.
Знание и истина не есть смысл Жизни. У них нет собственного смысла. Их смысл в обслуживании культуры, как смысл культуры – в поддержании единства Жизни. Единство жизни человека и общества, единство жизни человека и природы.
Смысл культуры в преодолении отторжения человека от человека, человека от природы путем восстановления субьект-субьектных отношений.
Я могу стать самим собой, только став всеми другими.