Кочевые традиции и проблема сохранения природы и выживания человечества
Не знающий прошлого не может ориентироваться в настоящем.
Не понимающий ошибок прошлого может лишиться будущего.
ЧЕЛОВЕК, КАК СУЩЕСТВО ВНЕ ПРИРОДЫ, НЕ ИМЕЕТ ГОТОВЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ПРИРОДНОМУ ОКРУЖЕНИЮ.
НЕСООТВЕТСТВИЕ ПРИРОДНОМУ ОКРУЖЕНИЮ НЕИЗБЕЖНО ВЕДЕТ К ГИБЕЛИ ЧЕЛОВЕКА.
На протяжении всей истории человечества было немало трагических ситуаций, ставивших его на грань гибели.
Больше 10 тыс. лет назад, когда людей было около 5 млн., уже существовало разделение на различные роды и племена, у которых были разные языки и культуры, разные традиции взаимодействия с природой. Эти различия в значительной мере были случайными, но они закреплялись в традициях. Конечно, они в разной степени соответствовали условию сохранения природного окружения. Поэтому те роды и племена, у которых традиции не обеспечивали сохранения природы, в конце концов вымирали, потому что истощался поддерживающий их природный ресурс. Из всего человечества лишь небольшая группа из 50 человек стала предком всего современного человечества.
Допустим, что отдельные группы, имевшие свои варианты традиционной регуляции отношений с природой и внутри сообщества, насчитывали по сотне особей. В таком случае было около 50 тысяч вариантов, из которых лишь один оказался жизнеспособным.
Урок первый. Появление различных этносов, языков и культур – условие нахождения человечеством способов гармонизации отношений с природой – как базовой основе самого существования. Различные языки и культуры – различные, несовместимые полностью способы видения мира. Только вместе они дают наиболее полную картину мира.
Урок второй. Разнообразие этносов, языков и культур - ответ на разнообразие природного окружения. Нет одного универсального способа адекватного взаимодействия между обществом и природой.
Урок третий. Нет готовых рецептов достижения соответствия природе. Соответствие природе достигается через ее постижение и нахождение пути гармонизации через взаимодействие этнических культур.
Урок четвертый. Несоответствие природному окружению чревато гибелью человеческого сообщества.
Неолит, конец каменного века ознаменовался так называемой неолитической революцией. На смену первобытному собирательству и охоте пришли кочевое животноводство и оседлое земледелие.
В различных частях мира сохранились племена охотников и собирателей, очень разнообразные по своему облику и культуре. Их новоявленные «революционеры» стали именовать «дикарями». Но по факту именно они оставались соответствующими своему природному окружению и продолжали существовать когда на протяжении тысячелетий возникали и рушились империи.
Этот мир первобытной гармонии был разрушен агрессивной и безжалостной экспансией «цивилизованных» народов. Уже на заре своего возникновения цивилизация стала причиной сокращения не только разнообразия природного, но и разнообразия человеческого. Не слишком ли дорогая цена ее «успехов»?
С этого времени появилось еще два уклада жизни, два противоположных отношения к природе.
Кочевник остался жить в природе и его традиции были в целом направлены на гармонизацию отношений с нею. Кочевник понимал, что брать в доме Природы можно только самое необходимое для себя и только испросив позволения, и обязательно принести благодарность. Не только животные и растения, но и природные стихии, камни и воды, небесные светила – все имели душу. Человек с ними общался, он им уподоблялся и уподоблял их себе.
Уподобление – один из способов постижения мира и постижения самого себя. И во многом этот путь более соответствует жизни, нежели технизированное уподобление мира живого мертвому миру машин, которое стало господствовать в современном миропредставлении, порожденном научно-технической революцией.
Сколько именно экологической мудрости в эпосе Кожожаш, повествующем о человеческой гордыне, побуждающей убивать живые существа ради глупого самоутверждения. И сколько провидения в демонстрации гибельности такого поведения именно для самого человека.
В целом земли, природные сообщества, находившиеся в пользовании кочевыми народами, на протяжении столетий, а то и тысячелетий, сохранялись в неразрушенном состоянии.
Другое отношение к дикой природе сформировалось у этносов, перешедших к земледелию. Очаги древних цивилизаций не случайно совпали с очагами оседлого земледелия. В отличие от кочевых народов земледельцы не просто поселялись в Доме Природы, они делали «свой дом», они «делали землю», одновременно во все в большей и большей степени разрушая Дом Природы. При этом разрушали не только на своей территории, но и далеко за ее пределами. Значительная часть пустынь планеты и, в частности, Центральной Азии и Африки, - дело рук человеческих.
Еще два, три тысячелетия до новой эры не было такого широкого и протяженного пояса пустынь, какой ныне протянулся в Восточном полушарии на тысячи километров от Сахары до Гоби. Здесь как раз были древние могучие цивилизации Египта, Финикии, Греции, Рима, Карфагена, Шумера. Аккада, Вавилонии, Персии. Все они канули в Лету. И не последней причиной стало разрушение природных основ их существования.
Урок пятый. Причиной разрушения естественной природы на огромных пространствах Земли уже с древних времен стало развитие цивилизаций, народы которых потеряли традиции бережного отношения к природе.
Урок шестой. Никакое могущество не спасет от гибели любую цивилизацию, если будут разрушены природные основы ее существования.
После появления оседлых поселений колонистов из России с конца 19 века, а затем, уже в советское время, после перехода к оседлости местного населения по стандартам средней полосы европейской части России, природа стала стремительно разрушаться.
Обретение независимости народами Центральной Азии в конце прошлого века не привело к возврату к вековым традициям бережного отношения к природе. Напротив, на всем пространстве региона она стала разрушаться в еще больших масштабах.
Стоит задуматься над тем, что же станет с планетарным биоразнообразием при господстве современной глобальной цивилизации, обладающей несопоставимо большей мощью и захватившей всю планету. Могут возразить, что современная цивилизация несравненно более развита, чем древние, что она вооружена научными знаниями и техническими возможностями, которые тем и не снились.
Уровень цивилизации в современном мире определяется уровнем поглощаемых «благ». Представители суперразвитых стран, стран золотого миллиарда, смотрят свысока на «недоразвитых». И те, в свою очередь, им завидуют и хотят попасть в «потребительский рай». Ничего хорошего ни в пренебрежении первых, ни в зависти вторых нет. И в первую очередь потому, что ни пренебрегать, ни завидовать, по большому счету, нет оснований. И то, и другое – путь в тупик, в то самое небытие, куда канули древние цивилизации.
Глобализация – главная тенденция современности. И в той форме, которую она принимает, неизбежно ведет ко все большему расхождению между допустимыми отклонениями и недопустимыми масштабами разрушения не только природных, но и человеческих основ существования. В большинстве стран мира нарушено допустимое соотношение между площадями естественных и антропогенных экосистем. Отнимая у дикой природы более половины территории планеты, человек делает невозможным восстановление экологического равновесия.
Ведь принцип существования современной цивилизации ничем не отличается от принципа существования древних. Он сводится к тому, чтобы попытаться построить свой дом на месте разрушенного Дома Природы. И кто бы что ни говорил, мир глобальной цивилизации фактически и неуклонно движется в этом направлении. И отличие лишь в том, что гибель древних цивилизаций приводила к краху экологическому, экономическому и культурному лишь на относительно ограниченных участках планеты и лишь отдельные страны. История человечества продолжалась на других территориях, в других странах, а теперь разрушение Дома Природы в масштабах планеты не оставит места для продолжения человеческой истории.
В процессе воспитания и образования новых поколений чрезмерная «механизация» мышления приводит к возврату информационного мышления, замещающего во все большей степени мышление понятийное. В сочетании с возрастанием языкового и культурного однообразия это приводит к упрощению, примитивизацией интеллектуального и духовного потенциала, который перестает соответствовать необходимости максимально разнообразного восприятия сложной природной и социальной действительности, стандартизации и распространению тупиковых форм поведения. В этих условиях особую остроту приобретает необходимость выработки механизмов формирования понятийного мышления и максимизации этнического и культурного разнообразия в восприятии и реакции на все более и более усложняющуюся современную ситуацию.
Коренной порок всех форм цивилизаций, включая современную, - в высокомерии, распространяемом как на «дикарей», так и на «дикую природу». У дикарей нечему учиться, их можно пожалеть и нужно цивилизовать. У дикой природы нет никакого оправдания для собственного существования вне потребностей человека, и ее нужно превратить в культурные земли. Таково убеждение, господствующее в современных цивилизованных обществах.
То, что называется научно-техническим прогрессом, на деле является разрушением человеческого общества и природы в невиданных масштабах. Собственно, за последние 2-3 века своей «победы» технизация разрушила больше, нежели все человечество за 40 тысяч лет своего существования.
В настоящее время мы наблюдаем все ускоряющийся процесс потери этнического разнообразия, разнообразия языков и культур, разнообразия традиций гармоничного взаимодействия общества с природой и разрушение природных основ существования человечества в масштабах планеты.
Идет стремительное вырождение этнического разнообразия, разнообразия этнических языков и культур. Между тем, этносы и традиционное знание – это не пережитки прошлого, но запас прочности человечества.
В настоящее время в мире существует около 3-4 тысяч народностей. Из них наиболее многочисленны 125 народностей, и каждая имеет численность более 5 миллионов человек, а вместе они составляют около 90 % населения Земли. На заре человечества потребовалось 50 тысяч вариантов, чтобы один сумел выжить. Теперь у нас 4 тысячи вариантов в условиях, когда шансы имеют лишь около 100, причем из них довлеет лишь один, далеко не соответствующий миру.
Урок седьмой. Глобализация – тупиковая ветвь развития человечества, которое способно соответствовать условиям существования вне конкретных экосистем только получив возможность многогранного, разностороннего восприятия мира, недостижимого в рамках одной культуры (европейской) и одного языка (английского). Какими бы они ни были богатыми и развитыми - они лишь один из возможных из всего разнообразия необходимых инструментов разностороннего и полного видения мира.
Урок восьмой. «Успехи» глобализации суть успехи политики и экономики – самых тощих сфер организации человеческого поведения, что неизбежно приводит к примитивизации управления и самого человечества, выродившегося в общество потребления.
Урок десятый. Современная глобальная цивилизация повторяет пороки древних цивилизаций, в частности экспансионизм как по отношению к природе так и по отношению к коренным народам, тем самым обедняя основу существования человечества в масштабах планеты.
Урок одиннадцатый. Без коренного преобразования векторов развития человечества в направлении возрождения равноправного и активного полиэтнического и поликультурного взаимодействия, направленного на гармонизацию взаимоотношений как в обществе, так и между обществом и природой, на изменение приоритетов развития в сторону культуры и этики, которые должны стать главными регуляторами поведения человечество не может иметь будущего, избежать катастрофы в глобальных масштабах
Урок двенадцатый и последний. Современная глобальная цивилизация, разрушив природные основания существования, продемонстрировала свою несостоятельность как один из тупиковых ветвей развития человечества.
Дом Природы стал для нас чужим домом, в котором мы освобождаем себя от соблюдения приличий, свойственных «глупым дикарям».
Единство в разнообразии и взаимодействии, взаимозависимости, непрерывность и постоянное совершенствование, преобразование среды обитания и взаимное приспособление без уподобления – вот обязательные признаки, сущностные свойства Жизни.
Человек – лишь один из миллионов биологических видов. Человечество, чтобы выжить, должно было поделиться на этносы, обладающие своим языком и культурой и видящими, взаимодействующими с миром по-своему.
Подлинный смысл культурного разнообразия – в соответствии этнической культуры биологическому разнообразию страны и мира, а также соответствие полиэтнической культуры человечества, всего разнообразия национальных культур планетарному биоразнообразию, планетарной живой природе.
Различие и своеобразие, неповторимость этносов отражает различие и своеобразие, неповторимость конкретного природного окружения, в котором каждый из них формировался и, в определенном смысле, становился его частью. Образ жизни каждого формировавшегося этноса сочетался с биологическим разнообразием страны. Местное биологическое разнообразие как живая адаптивная система, в свою очередь, определенным образом подстраивалась к этносу. Происходил обоюдный процесс адаптации. Формирующиеся в этническом сообществе обычаи и традиции, передающиеся из поколения в поколение традиционные знания и умения, жизненный уклад, аборигенные сорта культурных растений и породы домашних животных, все, что составляет содержание этнической части биокультурного разнообразия и основу этнической самобытности, вытекали из глубинных и непрерывных нерасторжимых связей с конкретной природной средой, которая являлась биосферной частью биокультурного разнообразия. Природа края и становилась Родиной этноса, поскольку она его порождала, поддерживала его становление и обеспечивала его существование.
Отрыв этносов от глубинных, духовных, партнерских взаимоотношений с родной природой неизбежно приводил и приводит к их маргинализации. Вопреки распространенному мнению, это в равной мере касается и малых и больших этносов. Для больших этносов это связано преимущественно с расширением зоны расселения или же с переселением в регионы с существенно иной природной обстановкой, от которой они отгораживаются или трансформируют под свои интересы. Для малых этносов, попавших под влияние больших этносов, это связано с потерей традиционного уклада жизни и в той или иной мере с ослаблением и утратой этнической культуры и языка, отчуждением от родной природы.
Утрата культурой регулятивных функций во взаимоотношениях общества с природой и переход этих функций к экономике и политике, предпочтение и подчинение технизации и менеджеризму создают предпосылки для катастрофического несоответствия человеческого общества своему природному окружению.
Гармонизация отношений общества и природы возможна лишь на основе возрождения разнообразия давних традиций гармонизации отношений общества с природой и внутри сообщества людей. И это возрождение отнюдь не на пути изоляционизма и национализма, возврата к патриархальному укладу, но на пути уважительного отношения к традиционному опыту всех этносов планеты, обеспечивших им гармоничное сосуществование с природой на протяжении многих тысячелетий, на пути конструктивного диалога этнических культур, ради выработки общечеловеческой стратегии восстановления уважительных взаимоотношений с нашей общей Родиной – Биосферой Земли ради нашего общего процветания.
Мы должны быть разными, но едиными во взаимодействии, чтобы соответствовать разнообразию и единству мира, в котором мы живем и которому должны соответствовать.
Каждый из нас должен быть самим собой и таким, каким он нужен другим живым существам и миру.