Биокультурное разнообразие как основа существования человечества и культура как регулятор отношений
Видео этого выступления здесь: https://www.youtube.com/watch?v=KZPk_l8Zu-M
Культура как условие возникновения человека современного типа.
Драматический разрыв с природой. Трагедия и перспективы человека.
Первый золотой век.
Неолитическая революция. Ловушка успеха.
Второй золотой век.
Революция цивилизаций. Упадок золотого века. Уроки гибели первых цивилизаций.
Тотальное противостояние. Можно ли остаться живыми, взяв себе в союзники мертвые силы?
Жизнь и общество как системы. Системы и разнообразие.
Глобальная цивилизация – тотальное упрощение и единообразие, несовместимое с жизнью.
Третий золотой век – партнерские отношения с природой, возрождение биокультурного разнообразия.
Истории нет. Есть лишь настоящее, вырастающее из прошлого.
Проблема биокультурного разнообразия уходит своими корнями в период возникновения человека. Можно утверждать, что это коренной вопрос выживания человека как вида. При всей своей особости и обособленности от мира живой природы, он является порождением и частью ее определенной формы, а именно биосферы цветочных растений. До нее на протяжении более двухсот миллионов лет господствовала биосфера голосеменных растений, благоприятная для ящеров-динозавров. Расцвет млекопитающих, представителем которых и является человек – продукт цветочной биосферы. И если она будет замещена на иной тип, то совершенно неизбежно вместе со многими другими видами исчезнет и человек.
Каждому типу биосферы соответствует свой тип климата, формируемый и поддерживаемый этой биосферой. Разрушение современной биосферы современной глобальной цивилизацией может привести к смене типа земного климата, а вместе с ним и типа биосферы. Со всеми вытекающими из этого последствиями.
Более чем 3 миллиона лет было затрачено на создание вида, который мы называем Homo sapiens – человек разумный. Мы знаем, что природа нередко тратит значительно меньше времени для создания видов. За считанные тысячелетия после ледникового периода фауна млекопитающих в северном полушарии приобрела совершенно новый облик. И человек современного типа успел изобразить на стенах пещер представителей мамонтовой фауны. Примечательно, что изобразительное искусство как свидетельство достаточно высоко развитой культуры появляется у кроманьонцев, наших непосредственных предков, и неизвестно для неандертальцев, которые определенное время жили одновременно с кроманьонцами. Это не просто технологии, а освоение, удвоение действительности в эстетическом и этическом восприятии. Этико-эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности стало главенствовать в механизмах регуляции поведения людей, заменяя, вернее, облагораживая инстинкты, свойственные животному уровню развития. Можно утверждать, что именно возникновение культуры как регулятора поведения явилось основой выживания человека современного типа.
Мы привыкли рассматривать появление человека как следствие его борьбы и победы над природой. Противопоставление человека природе о представление его господином над всеми живыми существами – цивилизационный миф. На самом деле, человек стал человеком и выжил на этой земле только благодаря тому, что он победил себя. И победа эта далась ему страшной ценой. Современная антропология установила, что существовало множество ископаемых видов, потенциальных предков людей. Но это был, пожалуй один самых жестоких отборов. Человек не только превращался в новый биологический вид, но вообще выходил из-под действия естественного отбора. И вместо природных естественных, основанных на инстинктах регуляторов поведения должны были возникнуть иные, основанные на социальных механизмах, способы взаимодействия возникающего человеческого общества с природным окружением.
Таким механизмом стала культура как система общественно вырабатываемых и санкционированных предписаний и запретов, воплощенных в художественные формы (изображения, музыка, танцы, песни, мифы и т.п.), позволяющие транслировать эти предписания и запреты между поколениями и группами. Конечно, древний человек не обладал необходимой суммой знаний, чтобы создать совершенную схему поведения. Наряду с удачными предписаниями и запретами существовали и бесполезные и вредные. Но если они в своей совокупности позволяли племени выжить, то сохранялись в сакрализованной форме, без объяснения и обсуждения, нередко в форме табу, требующего безусловного выполнения под страхом жесточайших санкций, вплоть до смерти. Конечно, при таком положении вещей, когда набор предписаний и запретов был в значительной степени случаен, и удачные варианты были скорее исключением, чем правилом. Поэтому большинство первичных человеческих сообществ не прошли испытание на соответствие природному окружению и вымерли. Недавние исследования показали, что все современно человечество произошло от единственной выжившей первобытной общины (или очень небольшой группы общин), состоявшей всего из очень малого числа особей. Переход от дочеловека к человеку – страшное испытание, которое с огромными потерями выдержали наши очень далекие предки. Культура спасла человека как вид от вымирания. Но только такая культура, которая соответствовала гармонии взаимоотношений человека и природы, которая не противопоставляла человека иным живым существам, не противопоставляла человека человеку.
Те, кто прошли через это игольное ушко, попали в рай гармоничных взаимоотношений с природой, когда система предписаний и ограничений, вмонтированная в культуру, не позволяла разрушать основы своего благополучия. Эти многие тысячелетия счастливой жизни вспоминаются человечеством как век золотой. Как золотой век биокультурного разнообразия.
Постепенно человек стал переходить от собирательства, охоты и рыбалки, то есть от присвоения готовых продуктов живого мира к выращиванию растений и животных, то есть к их искусственному воспроизводству. За 10 тысячелетий до новой эры появилось скотоводство и земледелие, которые привели к образованию оседлых и кочевых культур. Человек перестал напрямую зависеть от природы. Очаги этих культур были очень малы по сравнению с окружающей дикой природой, обеспечивающей стабильность существования. При истощении земель люди осваивали новые участки, забрасывая разрушенные для естественного восстановления. Установилось новое равновесие между обществом и природой, которое обеспечило на некоторое время благополучное существование. Наступил второй золотой век.
Однако относительная стабильность и обеспеченность существования создали иллюзию полной независимости от природы и привели к ослаблению в культуре регуляторов взаимодействия с природой. Общественное расслоение, выделение привилегированных групп привело, в конечном счете, к представлению о выделенности, верховенстве человека над природой. Успех обществ, перешедших от собирательства к производству, явился своеобразной ловушкой. Он привел к ослаблению регуляторной роли культуры. Но до поры до времени сохранившийся стабилизационный потенциал природы гасил негативные последствия от деятельности человека.
Прямым следствием неолитической революции стало появление древних цивилизаций. Тенденция на отрыв культуры от природы, противопоставление человека и природы, наметившаяся в период неолитической революции, стала господствующей. Безусловно, во многих отношениях успех древних цивилизаций был несомненен. Но все они рухнули в небытие, оставив после себя пустыни. При всем своем могуществе и способности к самообеспечению, эти цивилизации кардинально изменили взаимоотношения с природной средой, которая стала лишь источником ресурсов, причем на значительном удалении от самих государств. Так, для построек Египта, городов-государств Ближнего Востока были полностью сведены леса на берегах Средиземного моря и атлантическом побережье Африки. Огромный пояс пустынь, протянувшийся от Сахары до Гоби – наследство древних цивилизаций Северной Африки и Ближнего Востока. Золотой век неолитической революции быстро закатился. Уже первые цивилизации продемонстрировали, что успех, достигаемый за счет упрощения и истощения природных систем, неизбежно приводит к локальным экологическим катастрофам, от которых не спасает никакое могущество.
Первые цивилизации практически не использовали культуру для накопления и трансляции положительного опыта биокультурного разнообразия. На первое место выдвинулись техника и технологии. Ограниченное знание и умение стали вытеснять культуру из сферы регулирования поведения. Успехи технизации дали импульс к тотальному противостоянию цивилизации и природы, развитию культа силы, возвеличению и обособлению человека как властелина, покорителя природы.
Технизация привела к экспоненциальному росту расхода энергии на душу населения и пропорционально энерговооруженности возросла разрушительная мощь человека, направленная на природу. Нужно отдавать себе отчет в том, что до сих пор так называемые «успехи» цивилизации достигались и достигаются за счет привлечения мертвых сил природы против Жизни. Человечество игнорирует неисчерпаемый потенциал биокультурного разнообразия. Но путь «технического прогресса» неизбежно приведет к пропасти экологического краха. Человек – живое существо. Он может все. Но он не в состоянии создавать базовые условия существования Жизни. Это в состоянии делать только биосфера, сосуществование которой с нынешней формой цивилизации несовместимо. Природа и общество представляют собою сложные системы. Чтобы существовать, нормально функционировать, они должны быть достаточно сложными системами. Упрощение их ниже определенного уровня приводит к нарушениям в их функционировании и к распаду. Армия жестко организованная эффективная система. Но у нее очень ограниченные функции и самостоятельно она не может существовать. Ее существование обеспечивается обществом, которое на несколько порядков сложнее армии, что дает ему устойчивость и самодостаточность. Однако общество состоит из живых людей. Но вот условия, базовые условия их существования (определенный газовый состав атмосферы, благоприятный климат и т.п.) может обеспечить только биосфера в целом. Биосфера и естественные экосистемы, из которых она состоит, на несколько порядков сложнее человеческого общества. Современная глобальная цивилизация уничтожает основы существования человека одновременно с двух сторон. Она упрощает человеческое общество, разрушая биокультурное разнообразие, и одновременно упрощает биосферу, уничтожая разнообразие природное.
С самого начала разнообразие культур играло решающую роль в выживании человечества. Сейчас как никогда раньше наиболее остро стоит вопрос о выживании культур, языков, этносов, которые в условиях глобальной цивилизации стоят перед угрозой деградации и исчезновения. Каждая культура дает особое, недоступное другим, какими бы они не были развитыми, культурам видение мира. Причем видение не каких-то незначимых деталей, но существенных сторон, важных для выживания всего человечества. Успех глобальной цивилизации основывается на крайне ограниченном восприятии мира. До недавнего времени природного потенциала хватало для компенсации разрушительных последствий от воздействия человеческого общества. Но в последние десятилетия все больше и больше свидетельств тому, что мы уже рядом с точкой невозврата. И только возрождение в культуре природы как равноправного партнера и возрождение в полном объеме биокультурного разнообразия позволят обеспечить благополучное будущее нам и нашим потомкам. И тогда есть надежда на наступление третьего золотого века.
Человек есть слово, человечество есть текст. Но текст получает свой подлинный смысл, будучи погруженным в Жизнь. Жизнь всех живых существ на планете. Ибо без них существование человечества невозможно и бессмысленно.
Текст раскрывает значения. Но лишь действия порождают смысл. И подлинно осмысленные действия лишь те, которые отвечают подлинному смыслу существования человека – поддержанию Жизни на планете.